Сергей Бугаев - Библиотека лекций и бесед

20 нояб. 2023 г.

Настоящий человек. Беседы с мастером дзен



Кто всегда внутри, настоящий человек, стоит за всеми действиями, мыслями, желаниями? Который всегда есть и наблюдает?
Мастер дзен Сергей Бугаев рассказывает две дзенских истории.

Император, желая повидать Наньюаня, приехал в монастырь. Встретив там дровосека, коловшего дрова, он спросил:
— Монастырь большой, где я могу найти учителя Наньюаня?
Человек подумал несколько мгновений с закрытыми глазами и сказал:
— Прямо сейчас вы не можете найти его.
Император сказал:
— Почему я не могу найти его сейчас? Он уехал?
— Нет, он здесь, — ответил дровосек.
Император сказал:
— Он что, занят каким-то срочным делом? Какой-нибудь церемонией? Или уединился?
Человек сказал:
— Он сейчас перед вами рубит дрова. А когда я рублю дрова, я — дровосек. Учителя Наньюаня сейчас нет, вам придётся подождать. Пройдите, пожалуйста, в помещение. Император, не зная, что думать и как реагировать, прошёл вперёд.
Через некоторое время к нему вышел Наньюань в одежде учителя. Император поклонился ему, хотя и узнал в нём дровосека.
Наньюань спросил:
— Чем могу быть полезным?
Император ответил:
— У меня много вопросов, но прежде я хотел бы уточнить: вы тот самый человек, который рубил дрова?
Наньюань ответил:
— Я не тот самый человек: изменилась вся конфигурация. Рубил дрова дровосек, его имя тоже Наньюань. Он очень похож на учителя, но всё-таки рубил дрова не учитель Наньюань.
Вернувшись во дворец, император спросил своего советника:
— Как это понимать?
Придворный ответил:
— Когда он рубит дрова, он полностью в этом, не остаётся ничего, что можно назвать учителем Наньюанем.
*

Князь посетил знаменитого учителя Чжао Чжоу, чтобы получить наставления. А учитель, когда его встречал, остался сидеть на своем месте. Он не привстал, не дал никаких поклонов, как положено приветствовать аристократа. Князь недоуменно смотрел, ожидая поклонов, приветствий, как минимум, что учитель хотя бы должен встать, к нему подойти, но тот остался сидеть в своем кресле.
И Чжао Чжоу в ответ на этот недоуменный взгляд произнес:
― Я много постился в молодости, мое тело рано состарилось, и у меня нет больше сил вставать с сиденья, чтобы поприветствовать тех, кто ко мне приходит. Он извинился таким образом, уважительно ответил. И после паузы спросил затем князя:
― Вы понимаете?
Князь не понял Чжао Чжоу до конца, но почувствовал силу в его словах. Он почувствовал, что в этом что-то кроется другое. И воскликнул:
― Какой Вы замечательный мастер!
На следующий день князь послал к Чжао Чжоу своего слугу. Чжао Чжоу встал с сиденья, подошел к двери и поприветствовал его.
Монах-прислужник, который присутствовал при этих беседах, пришел в крайнее изумление от такого отношения учителя, и он спросил, а почему тот оказывает почести человеку из низшего сословия. И Чжао Чжоу ответил тогда монаху:
― Когда ко мне приходит человек высшего сословия, я приветствую его, не вставая с сидения. Когда ко мне приходит человек среднего сословия, я приподнимаюсь с сиденья. А когда ко мне приходит человек низкого сословия, я выхожу за ворота монастыря, чтобы встретить его.
*

Лекция прочитана 1 ноября 2023 года.